Маленькие хитрости.
(Последние изменения внесены 07.10.2007.)
1. Для того чтобы залудить тонкий обмоточный провод (0,03-0,05), я пользуюсь кусочком винипласта. Хорошо прогретым паяльником прижимаю конец провода к винипласту, и медленно вытягиваю его. Изоляция, сгорая, остается на винипласте и провод хорошо лудится.
2. Эту же операцию можно проводить на таблетке аспирина, только запах очень скверный.
3. Для пайки нержавеющей стали, предлагаю использовать флюс приготовленный из одной части ортофосфорной кислоты и одной части спирто-канифольного раствора.
4. Для ремонта печатных плат с графитовым покрытием, я применяю пасту изготовленную из смеси клея БФ и графитовой пудры (которую можно получить из обычного карандаша, растерев его на мелкой наждачной бумаге).
5. Для того чтобы в домашних условиях зачернить алюминиевый радиатор, нужно его нагреть на спиртовке и окунуть в молоко. Эту процедуру надо повторить несколько раз, до получения равномерного черного покрытия.
6. Для чернения мелких деталей из обычной стали (СТ3-СТ45), я нагреваю деталь до темно красного свечения и окунаю ее в машинное масло. Деталь покрывается красивой черной окисной пленкой, которая также является защитой от ржавчины.
7. При демонтаже микросхем очень хорошо использовать оплетку, снятую с экранированного провода. Перед выпайкой микросхемы, оплетку нужно окунуть в спирто-канифольный раствор и затем прогретым паяльником через оплетку отсосать весь припой с выводов микросхемы.
8. Очень часто приходится сталкиваться с проблемой проскальзывания пассиков. Выкручиваются по-всякому: и спирт с канифолью и т.п. Зачем изобретать велосипед - в любом автомагазине купите средство против проскальзывания ремней. Я пользуюсь " BELT DRESSING" в аэрозольной упаковке. Быстро и надежно.
Торба Александр Иванович. torba@baiconur.ru
9. При ремонте видаков, а также обычных кассетных магнитофонов довольно часто проявляется такой дефект как подтягивание звука или видеошумы появляющиеся периодически на экране. Дефекты такого типа проявляются через некоторое время после начала работы аппарата. Причина - прихваты тон-вала двигателя. После тщательного удаления продуктов прижега на валу и смазки его ВНИИНП-242, (эта смазка содержит дисульфид молибдена) дефект исчезает навсегда.
Сергей Цыбань ciban@mksat.net
10. Для демонтажа различных элементов, особенно микросхем, оплётка экрана не всегда годится. В этих случаях я использую иголку от шприца подходящего диаметра, чаще всего подходит диаметр 0,9 мм. Косой срез нужно аккуратно спилить надфилем, откусывать нельзя - игла сплющится.
11. Чтобы не палить по дурному транзисторы.... я, при ремонте импульсных блоков питания телевизоров и видаков, использую источник постоянного тока Б5-67. Метод пригоден только для тех БП, которые не используют переменную составляющую. Если выходной строчный транзистор нормальный, закоротить его базу на корпус. Затем подавать напряжение на конденсатор БП. Если все нормально, то генерация начинается: у Funai с 60в. у Philips со 150 и тд. Если БП разгоняется - сменить электролиты и далее как обычно. С помощью Б5-67 удобно проверять SE.... и любые пороговые элементы.
Сергей Цыбань ciban@mksat.net
12. Тонкий и толстый провод я облуживаю так - беру кусок трубки ПХВ и на нее ложу провод, нагретым паяльником немного прижимаю провод и протягиваю. Правда есть запах в таком случае.
Сергей Горланов t999ak@mail.ru
13. Я с интересом прочитал полезные советы и хочу поделиться своими: 1. Для пайки алюминия и его сплавов я применяю густую смазку типа солидола или вазелина. Она наносится на залуживаемую поверхность, а затем, как обычно, облуживается обычным припоем с канифолью. Пайка получается неплохой, но менее надежной, чем при пайке меди. С первого раза может не получиться, нужно подобрать оптимальную температуру паяльника. 2. Я занимаюсь ремонтом компьютеров, а они собраны на планарных элементах и чипах с огромным количеством ножек. Отпаять или припаять такой чип паяльником весьма проблематично, не говоря о качестве пайки. Их я паяю газовой горелкой (продается в магазинах). Если вы ей никогда не пользовались, то сначала потренируйтесь в пайке на ненужной совершенно убитой плате! Также она очень хорошо помогает в пропайке многоножечных чипов. Пользоваться горелкой нужно осторожно - температура пламени около 1200 градусов, поэтому плату можно прожечь или расслоить. Как ни странно, но чипаки выдерживают температуру и после такой адской пропайки остаются целыми! Главное - не разогревать их до красна.
Serge Loshkin sl@kiss.ru
14. Кембрик легко одевается на провод, если диаметры оных подобраны "в притык", предварительно замочив его (кембрик) в ацетоне на 10-15 минут. После высыхания, все выглядит, как будто так и родилось.
Исламов Дамир. islamoff@mail.ru
15. После ремонта импульсных БП, для проверки его, лучше всего использовать обыкновенную 100 вт. лампочку вместо предохранителя. Тогда сто процентов силовой транзистор будет цел, как бы не работал БП.
16. В дополнение к печальному
опыту ремонта ДУ:
- Наиболее частая причина отказов -
выход из строя кварцев (самые
распространенные 455, 480 (SONY).
- Если нет возможности заменить
матрицу кнопок - зачистить
токопроводящие площадки,
обезжирить и нанести
токопроводящий лак (продается в
любом автомагазине как средство
для восстановления токопроводящих
дорожек заднего стекла автомобиля).
- Этим же средством можно
восстановить напыление контактных
площадок и напыленных проводников
на треснутой плате.
- И, наконец, оторванные кнопки
лучше всего клеятся клеем
"Silicon".
Торба Александр Иванович. torba@baiconur.ru
17. Этот совет я прочитал давным-давно в одном из журналов "Радио", при всей своей простоте, прибор чрезвычайно эффективен при ремонте. Основная идея состоит в том что прохождение сигналов звуковой частоты в аппаратуре гораздо удобнее не просматривать на осциллографе, а прослушивать. Берется модуль усилителя звуковой частоты от какого-нибудь телевизора (у меня УМ 1-3 от УПИМЦТ), оформляем его в какой ни будь корпус, регулятор чувствительности выводим, питающие концы (можно питать от проверяемой аппаратуры), щуп от осциллографа и все. Чувствительности устройства хватает чтобы прослушивать сигнал прямо на воспроизводящей головке магнитофонов. Место пропадания сигнала находится очень быстро, и не надо отвлекаться постоянно на экран осциллографа. Еще один я сделал на миниатюрной базе прямо в корпусе тестера, звук - на миниатюрный наушник. При небольшом навыке можно работать и с импульсными сигналами
Коржов Олег koroleg@vilgus.kamchatka.ru
18.
Предлагаю всем Кулибиным, для кого девиз
"Лужу, паяю, ЭВМ починяю" изготовить
следующую утилиту:
Деревяшка - монтажка.
Для её приготовления вам потребуется:
1. деревянный брусок размеров от 1x4x10 или
более (или менее) - по желанию и удобству
2. два зажима типа "Крокодил"
3. четыре гвоздика примерно 1мм диаметра
4. голова на плечах
5. молоток и прочие инструменты и ... далее
сами сообразите
Итак, кладём брусок плашмя на стол с одного конца забиваем попарно два гвоздика. Между первым и вторым оставляем зазор около одного мм, между третьим и четвёртым - 2-3мм. Зачем? Очень удобно загибать выводы у радио элементов - резисторов, диодов и пр. при подготовке к монтажу в печатную плату. Да - расстояние между вторым и третьим гвоздём оставьте побольше. Далее, отступаем от торца бруска (где у нас гвозди вбиты) сантиметра два-три (или более - по желанию) и прикрепляем перпендикулярно бруску (но параллельно столу) два крокодила - пастью от бруска, расстояние между ними около 3см. Как закрепить? Используйте элементы списка №4 и 5. Я прикреплял гвоздиками. В последствии данное устройство используется для облегчения спаивания различных элементов как дополнительная пара рук. Очень удобно, например, припаивать три провода к одному резистору.
Я конечно понимаю, что это выглядит немножечко маразматично, но работу облегчает.
Всегда ваш Lucefer. luceferab@yahoo.com
19. При ремонте аппаратуры (в основном магнитофонов), в механических замедлителях открывания подкассетников декк, в качестве наполнителя применяется какая то жидкость, напоминающая касторовое масло. Она подвержена температурной нестабильности и часто вытекает. Разобрав механический замедлитель, заполняю его теплопроводящей пастой . Работает долго и "красиво".
20. Часто при ремонте стрелочных электроизмерительных приборов возникает потребность перечерчивания шкал ремонтируемого прибора или нанесения на них новых символов. Для выведения знаков, нанесенных способом анодирования, применяют 5-процентный раствор едкого калия (K OH). Ватным тампоном или кисточкой смачивают нужный участок шкалы раствором и через 1...2 мин. протирают ватой, смоченной бензином. В результате проведенных операций обработанное место шкалы получается абсолютно чистым и не отличается по цвету от основного фона.
21. В видеомагнитофонах часто разбивается верхняя втулка тонвала, чтобы не менять все в сборе я снимаю со старых (нерабочих) капстанов нижнюю втулку и ставлю вместо верхней т.к. нижняя вырабатывается намного меньше.
Федоров fsv@kr.ukrpack.net
22. Если проводящий слой на резине в ПДУ потерял свои свойства - прошейте его тонким медным проводом . Пару витков достаточно, работает долго и надежно. Чтобы продеть провод использовал медицинскую иглу подходящего диаметра, на мой взгляд лучше обойтись без пайки.
Юрий Rubanov@freenet.de
23. Как
изготовить печатную плату с помощью
лазерного принтера.
1. Заготавливаем мелованную бумагу. Я беру
обычную журнальную (текст и рисунки не
помеха), типа PCMagazine. отрезаем страницы
офисным ножом для бумаги. Мелованной
бумага должна быть для того, чтобы тонер не
впечатывался в ворс. Впечатается - ворсинки
останутся на дорожках.
2. Печатаем рисунок печатной платы (травильную
маску) в масштабе 1:1. верхний слой (если он
есть) - в зеркальном отображении. Я
пользуюсь ProteusVSM, который умеет сохранять
BMP-рисунки плат, причем с точными размерами,
зеркальное отображение делаю Paint'ом из
стандартных утилит Windows (загрузить файл,
сделать Flip Vertical, сохранить и выйти), печатаю
из ACDSee 3.24. В нем можно задавать размер
вводимого рисунка и рисунок будет выведен
1:1. при этом иногда достает то, что
небольшая (да еще и односторонняя), плата
занимает отдельный лист. Поэтому я еще
пользуюсь такой методой: у меня есть
заранее заготовленная в формате BMP рамка,
размеры которой мне, естественно, известны.
Беру ее в тот же Paint. В другой копии Paint'а
поочередно открываю все, что должно быть
напечатано на листе, через буфер переношу
внутрь рамки и там располагаю. А потом
печатаю с размерами рамки. Получается
несколько копий или плат на одном листе.
Маску (точнее, ее область с рисунком платы)
руками постарайтесь не трогать! Очень
полезно распечатать один-два экземпляра
маски и на обычной бумаге, для работы с
заготовкой платы и т.п.
3. Готовим плату. Я просто чищу мелкой
шкуркой ("2000", приобрести можно в
магазинах авто запчастей, она будет рядом с
красками, шпаклевками). Как-то раз пришлось
зачищенную плату обработать ацетоном -
ничего толком не перенеслось. Может быть,
ацетон был недостаточно чистый?
4. Если плата двухсторонняя, решаем, как
будем совмещать слои. Варианты: A) на стекле
совмещаем верхнюю и нижнюю маски, затем
степлером скалываем так, чтобы получился
конверт - 4 скрепки по углам и три - по
серединам сторон. Потом внутрь положим
плату, и конверт запечатаем еще одной
скрепкой. Вполне удовлетворительная
точность. B) делаем рабочую маску (можно на
обычной бумаге), наносим на плату 2-4
позиционных отверстия ближе к углам (обычно
есть отверстия крепежа) и по этим
отверстиям позиционируем маски при
переносе тонера на фольгу.
5. Перенос. У меня утюг Moulinex. пар выключаем,
температуру - на максимум. Разогреваем утюг.
Подложка - газета, свернутая так, как ее
выдает издательство. Под нее желательно
подложить лист чистой бумаги, а то стол
испачкаешь. И на нее - тоже, а то утюг
испачкать можешь. Журнальная бумага не
пачкается. Утюг накладываем сверху и ждем
секунд 20-30, чтобы текстолит прогрелся,
прижимаем, но не давим. В общем, это надо
просто почувствовать -
поэкспериментировать. Сильно будешь
давить - у дорожек растекутся края.
Начинаем разглаживать все это утюгом.
Настанет момент, когда дорожки проявятся с
верхней стороны бумаги - можно
контролировать как все и везде прилепилось.
Даем остыть. Переворачиваем, накладываем,
совмещаем вторую маску (если делаем не в
конверте) и аналогично. Потом даем остыть.
Да! Если делаешь в конверте - не поцарапай
подошву утюга скрепками. Можно сразу
слегка прижарить одну маску, потом
перевернуть - и прижарить вторую, обрезать
лишнюю бумагу со скрепками по краям листов
(но точно по размерам платы - не надо) и
дальше наводить марафет.
6. Отмачиваем бумагу. В мойку ставим миску, в
нее кладем плату, пускаем горячую воду
струйкой, так, чтобы плату омывало (просто
чтобы эффективнее размочить бумагу) и
отдыхаем минут 15. Потом аккуратно (но не
трепетно, тонер держится, будь здоров, как!)
отрываем маски. Можно стирать пальцем, как
ластиком, если плата большая, пальцев не
напасешься, можно тереть тряпочкой, я
обычно отрываю кусок от старого
пододеяльника или наволочки. Смотрим
результат. Иногда бумага остается на
контактных площадках.
7. При высыхании дорожки побелеют - это мел,
на качество не влияет.
8. Редактировать надо протравленную
готовую плату. Тонер хрупкий. Будет
скалываться большими кусками.
9. Травим как обычно. Сверлим отверстия.
Тонер смываем ацетоном. Тряпочку для
смывания надо брать сухую - в присутствии
даже небольшого количества воды тонер
практически не смывается. Уж и не знаю
почему... Мне попадались советы
использовать бумагу от журнала "Аудио и
Видео" (активно я его не искал, а
мимоходом он мне еще ни разу не попадался) и
бумагу для факса. Если бумага
от факса пролезет через принтер не
замявшись - это, наверное, будет лучший
носитель для маски!
Дмитрий Орлов eagle@bssys.com
24. К советам 1-2. Используйте таблетку перекиси водорода - гидроперита. И вони почти нет, и паяет многое. Ели надо паять паяльным жиром или кислотой - пробую сначала гидроперит!
Олег mailto:olegla@nm.ru
25. К 23 совету. Использую для печати основу от самоклеящейся бумаги. Особенно хороша с цифрами 333. После проглажки лучше снимать почти сразу - горячей. Платы - загляденье. Пункта 6 - отмачивание - нет. Корректировка в редких случаях. Только не надо делать широкие дорожки и лучше большие площади закрасить отдельно!
Олег mailto:olegla@nm.ru
Присылайте свои советы. alekssam@mail.ru